детский сад №28, город Бердск Новосибирская область

Консультация для родителей "Особенности сенсорных эталонов у детей 2-3 лет"

02 октября [сб]

 Особенности развития сенсорных эталонов детей 2-3 лет

В раннем возрасте развития, на третьем году жизни, сенсорное воспитание является основным. Все остальные направления развития (умственное, физическое, эстетическое) базируются на сенсорной основе. Насколько совершенно маленький человек слышит, видит, осязает окружающий мир, настолько успешно у него формируется полноценное восприятие действительности.

Восприятие – чувственное отражение окружающего мира в сознании .Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой оболочки полости рта и носа). Для полноценного сенсорного развития необходимо с самого рождения тренировать органы чувств. Стоит соответственным образом обустроить окружающее ребёнка культурное пространство и профессионально поддержать малыша, и развитие восприятия начнёт оказывать огромное влияние на становление человеческого разума.

Уровень восприятия сенсорных раздражителей у людей не одинаковые. Это зависит от некоторых факторов: наследственность, состояние органов чувств, развитие органов чувств и восприятия .

На каждом возрастном этапе ребёнок чувствителен к каким-либо воздействиям. Поэтому каждый возраст благоприятен для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребёнок, тем большее значение для него имеет чувственный опыт. Ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль на этапе раннего детства.

Сенсорное развитие в данном возрасте - основной вид воспитания. Обогащаясь новыми и новыми впечатлениями, дети развивают не только работу сенсорики, но и укрепляют свое психическое и физическое развитие. Наоборот, если ребенок в дошкольном возрасте имеет сенсорную депривацию, то это может замедлить его общее развитие.

Н.Н. Поддьяков выделив три периода усвоения эталонов восприятия, считает, что до трех лет продолжается «период сенсомоторных предэталонов». Дети данного возраста воспринимают некоторые особенности формы, величины: к третьему году жизни дети должны научиться определять цвет, форму и величину как признаки предметов, обогащать представления об основных эталонах цвета и формы и классифицировать предметы (два) по величине.

В раннем возрасте мы знакомим детей с сенсорными эталонами. Это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Сенсорными эталонами цвета являются 7 цветов спектра; эталоны формы – геометрические фигуры; эталоны величины – метрическая система мер; в слуховом восприятии – фонемы родного языка, музыкальные ноты; во вкусовом восприятии – четыре вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький); в обонятельном восприятии эталоном являются запахи – сладкие, горькие, свежие, лёгкие, тяжёлые .

Детей в возрасте 2-3 лет нужно познакомить с цветом (красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, чёрный и белый); формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник); звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости) и т. д.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Воспитатель, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «цвет», «форма», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким . И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.

Особенностью младшего дошкольного возраста считается то, что он наиболее подходящий для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Показатели сенсорного развития детей:

К 2,6 ребенок вполне может различать формы и цвета.

2 года – 2 года 6 месяцев малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;

Может подобрать предметы разной формы;

Правильно называет несколько цветов;

Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики;

Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;

Ставит кубики друг на друга;

Умеет собирать пирамидку.

В 2 года 7 месяцев уже правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;

Находит по образцу и просьбе взрослого предмет нужного цвета;

Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;

Знает и называет геометрические фигуры;

При выборе предметов для игры может ориентироваться на несколько свойств: цвет, размер и форму;

Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;

Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;

Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;

Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;

Собирает башенки по образцу.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия. Но при этом они мало учитывают свойства отображенных вещей и используемого материала, т.к. не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. У детей третьего года жизни очень часто наблюдается случайное употребление слов. Называя какой – либо из цветов, дети не связывают это название с конкретным цветом. Полное слияние слов-названий цвета с их содержанием произойдёт только к пяти годам. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка и далее начинается организация систематического усвоения или сенсорной культуры.

Итак, сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

На 2–3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него еще только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов.

Тактильные ощущения – форма кожной чувствительности, обусловленная работой двух видов рецепторов кожи: нервных сплетений, окружающих волосяные луковицы, и состоящих из клеток соединительной ткани капсул. Различный характер имеют ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры и протяженности.